Копался в своих ББ-шных завалах на компе и наткнулся на забавное и поучительное интервью Шона Рэя. Возможно, кому-то будет интересно.
Интервью Джеффа О'Коннелла.
12 апреля 2002 года. 6 часов утра. По голосу Шона Рэя чувствуется, что он еще не совсем проснулся.
Я: Это ты, Шон?
Шон: А вы кто?
Я: Ты что, не узнаешь? Это я - Джефф. Звоню, чтобы взять интервью. Как дела?
Шон: Какие у меня могут быть дела в такую рань?!
Я: Ты же сам сказал, чтобы я позвонил пораньше! Чтобы никто не мешал разговору.
Шон: Ах да! Точно! Ну ладно, давай разговаривать...
Я: Мне хотелось бы поговорить о деньгах. Твоих деньгах.
Шон (смеется): Ты бы еще про мою эрекцию спросил! Ну хорошо, давай о деньгах.
Я: Культуристы обычно жалуются на свое финансовое положение. Мол, мало зарабатывают. Не то, что в теннисе или хоккее. Ты - исключение. У тебя бабок навалом. Где ты их берешь? Может быть, знаешь какой-то секрет?
Шон: Слушай, ты это записываешь на пленку?
Я: Записываю.
Шон: Получше записывай. Если что-то переврешь, сам знаешь, куда я пленку тебе засуну. Ну так слушай. В 18 лет я стал чемпионом по бодибилдингу среди подростков в Лос-Анжелесе. В 19 лет выиграл национальный чемпионат среди юниоров. А меня, между тем, все прочили в профессионалы от американского футбола. Играл я здорово, да вот только характер мой с этим спортом не совпадал. Там от других зависишь: как тебе перепасовали, как твой пас приняли...
Ну а в бодибилдинге, наоборот, все зависит только от тебя. Как в поговорке: что посеешь, то и пожнешь. Вдобавок, у меня перед глазами был пример для подражания - профессиональный культурист Джон Браун, хозяин зала, где я тренировался. "Мерседесы" он менял как перчатки. Денег вообще не считал. И никакой тебе команды! Никакого хозяина над головой, как в футболе! Вот это было по мне!
Ни я, ни мои друзья, начинающие культуристы, не знали, как зарабатывать деньги на соревновательном бодибилдинге, поэтому за советом я пошел к Джону. Вот что он мне сказал: "Знаешь, Шон, не делай главной ошибки - не пытайся стать великим чемпионом! Медали, титулы - это все мура! Из них супа не сваришь! Скажи себе: от бодибилдинга мне нужны не чемпионские звания, а деньги. Ну а деньги, Шон, за что платят? За товар, верно? Вот и считай себя ТОВАРОМ! За г... никто не заплатит, а если товар хороший, за ним все гоняются. Вот и ты, Шон, сделай из себя классный товар: доведи мускулатуру до совершенства, здорово позируй, изучай иностранные языки, научись играть на пианино, пой песни, танцуй, книжки читай!... Короче, будь парнем, от которого все тащятся! Людям не медальки твои нужны, а чтоб им было с тобой интересно!"
Браун и в самом деле был парнем, от которого все тащились. Когда он просил за 5-минутное позирование два куска и выше, люди столбенели. Но, заплатив деньги, получали спектакль, который потом жил в их памяти годами. За Брауном не числилось мировых титулов, но имя его гремело среди спортивных импрессарио. Если надо было придать шоу размах, всегда приглашали Джона и не скупились на плату, знали, что товар того стоит...
С самых первых шагов в бодибилдинге я взялся во всем подражать своему учителю.
Реклама товара
Год спустя я стал чемпионом мира среди юниоров, победил на "взрослом" турнире "Мистер Калифорния", но вполне осознанно не впускал в душу спортивное тщеславие. Я ощущал себя товаром, как учил меня Браун, и моей главной целью было продать этот товар подороже. Я стал всего-навсего чемпионом штата, а уже выпустил плакаты и футболки со своим собственным изображением. В том же году на национальном чемпионате я был единственным из участников, кто торговал своими плакатами и подписывал их зрителям (за умеренную плату). За каких-то полчаса я заработал 1500 долларов. Представляете? Полтора куска - за автографы! В число призеров я не попал, но все равно заработал больше победителя - зрители чуть не подрались из-за моих футболок. Потом я стал профессионалом и со мной заключил контракт Джо Уайдер. По нынешним меркам сумма контракта была смехотворной, но денег хватило, чтобы сделать важный рекламный ход - снять престижную квартиру в самом центре города и купить броский спортивный автомобиль.
Как раз на этой своей квартире я организовал первое в мире культуристическое промоутерское агентство из одного человека - себя. Начал я с классического шага. Собрал базу данных, проще говоря, адреса самых влиятельных лиц бодибидинга и послал им свои фото размером 8х10. Кажется, в маркетинге это называется массовая дистрибьюция. В каждом письме я указал свой адрес. Возможно, до этого они и слышали про такого парня, как Шон Рэй, но искать на него выходы им было недосуг. А тут они разом узнали и адрес, и телефон. Из 200 писем сработали только 20-ть, зато это были реальные коммерческие предложения участвовать в обучающих семинарах (сегодня мы сказали бы "мастер-классах"). За каждый семинар мне платили по 500 долларов (оплачивая билет, проживание в гостинице и питание). На каждом семинаре я продал вдобавок по 50 своих фото, а это еще полкуска. Итого за 1-2 дня участия в семинаре я получал 1000 долларов. Всего получилось около 20 кусков за месяц работы на семинарах! Заметь, это не считая того, что платил мне Джо Уайдер.
Позже меня начали приглашать на соревнования для гостевого позирования. Инфляция росла, и за каждое я, не моргнув глазом, запрашивал по 2000 долларов. До и после позирования мне удавалось продать до ста фотографий по 10 долларов каждая, а значит, общая выручка составляла до 3000 долларов. Это за один-то вечер! Вот какие были дела! Обычно в год я получал 10-15 гостевых приглашений. Умножаем на 3000 и получаем 30-40 тысяч долларов! Неплохо для 20-летнего пацана!
Cтавки растут!
Время шло, и спрос на меня увеличивался. Пришла эпоха больших фитнес-центров, и владельцы начали приглашать меня, чтобы я выступил перед клиентами, поучаствовал в торжественном открытии очередного филиала и пр.
Потом в моду вошла особая одежда для культуристов. И опять меня начали приглашать то для рекламы, то для участия в мероприятиях-показах... В 90-м году я стал третьим на "Олимпии" и со мной тут же подписала контракт одна крупная "одежная" компания. Сроком на 7 лет, по 22 тысячи долларов в год. Одновременно со мной подписали 2-летний контракт ребята из другой "одежной" компании. На эти деньги я купил дом. В 1991 году мне подвернулся 10-летний контракт с начинающей фирмой спортивного питания. В 1996 году я занял второе место на "Олимпии" и за кулисами подписал 5-летний контракт на рекламу тренажеров марки "Флекс". Были и другие контракты, помельче.
Все, что мне оставалось, - изредка выходить на сцену. Нужно было напоминать народу, что я - один из лучших культуристов мира. Вот поэтому в течение 12 лет я не разменивался ни что другое кроме "Олимпии". Это же лучшая рекламная акция! На турнир съезжаются люди со всего света, в зале сидят все главные официальные лица, турнир показывают по телевизору... Участвовать в других чемпионатах не было никакого смысла. Да, призовые гонорары растут, однако все равно их и сравнивать нельзя с "левыми" деньгами от контрактов, гостевого позирования и семинаров после "Олимпии".
Заработанные деньги я пускаю в дело: печатаю новые плакаты, делаю фотографии, снимаю и тиражирую учебные видеофильмы, заказываю майки. У меня большой персональный сайт в Интернете, а это тоже стоит денег.
Если бы кто-то сегодня спросил у меня совета, как я когда-то у Джона Брауна, я сказал бы так: в бодибилдинге у тебя должен быть глобальный бизнес-план. Если его нет, то лет через десять, когда твоя звезда наконец закатится, у тебя ничего не останется, кроме никому не нужных медалей-побрякушек. Скажите мне, чем живет большинство нынешних качков-монстров? Их ничего не интересует, кроме будущего выступления на очередном чемпионате. А что будет с ними, когда чемпионаты закончатся?
Кстати, ты знаешь. что у меня есть кукла?
Я: Кукла? Какая кукла?
Шон: Называется "Шон Рэй". Типа Барби. Хочешь спросить, как я до этого додумался? Увидел куклу Шакила О'Нила. Знаешь, есть такой знаменитый баскетболист. И тут же меня осенило: мой товар пойдет на ура! Вчера я уже послал свою куклу Ронни Колеману. Ли Прист тоже просит. Сейчас это очень модное поветрие в спорте. Раз есть куклы знаменитых баскетболистов и футболистов, то почему мы, культуристы, должны оставаться в стороне?